МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Босых Оксана Викторовна - руководитель методического отдела, методист музыкально-сценического отдела;

Гирфатова Лилия Хамитовна – методист по платным услугам, руководитель туристко-краеведческого, социального, спортивного отделов;

Алешина Алена Сергеевна - организация ученического самоуправления, профилактика ДДТТ;

Нигаметзянова Маргарита Афгатовна – методист декоративно- прикладного отдела;



         Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге – на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образования, воспитания и развития учащихся.
       Профессионально-организованную методическую работу можно рассматривать в трех аспектах:
1. Как школу педагогического и профессионального мастерства педагогов, т.к. она является неотъемлемой частью образовательного процесса;
2. Как необходимое условие творческой активности педагогов;
3. Как самую массовую форму повышения квалификации педагогов и руководителей без отрыва от практической деятельности.

        В основе организации методической работы Центра  лежат следующие принципы:
1. Актуальность – практическая реализация «Закона об образовании», учет современного социального заказа, учет проблем конкретного педагогического коллектива, ориентация на социальное становление ребёнка в современных сложных условиях жизни;
2. Научность – соответствие системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в разных областях педагогической науки;
3. Системность – создание целостной системы методической деятельности, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;
4. Комплексный характер – единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагогов;
5. Последовательность, преемственность, непрерывность и массовость – полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года в зависимости от творческих и индивидуальных особенностей педагогов с учетом их запросов;
6. Творческий характер – создание в учреждении своей системы методической работы;
7. Конкретность – учет особенностей учреждения, дифференцированный подход к педагогам;
8. Направленность – выделение главного существенного в методической работе учреждения;
9. Единство теории и практики – единство и взаимосвязь педагогической теории и практической деятельности педагогов и руководителей учреждения;
10. Оперативность, гибкость, мобильность – способность к быстрому приему образовательной информации и её передаче с учетом индивидуальных особенностей педагогов;
11. Коллективный характер – разумное сочетание групповых и индивидуальных форм работы и самообразования педагогов на основе единого подхода к целям и содержанию деятельности учреждения;
12. Благоприятные условия работы – создание моральных, психологических, гигиенических условий, наличие свободного времени для творческой работы педагога;
13. Совершенствование навыков – постоянное самообразование педагогов, оказание квалифицированной помощи в вопросах теории и практики деятельности, повышение результативности педагогического и управленческого труда.
          В современных условиях расширились функции методической работы Центра: от простого информирования и обобщения опыта происходит переход к обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам в решении проблем функционирования и развития учреждения.
         К основным функциям методической службы относятся:
- аналитическая,
- планово-прогностическая,
- проектировочная,
- организационно-координационная,
- обучающая,
- контрольно-диагностическая,
- информационная.
        В процессе деятельности методическая служба Центра  решает следующие задачи:
1. Анализ образовательных потребностей социума;
2. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
3. Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дополнительного образования, программах и т.п.;
4. Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса: внедрение программ нового поколения, педагогических технологий обучения и воспитания;
5. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта;
обобщение и распространение передового педагогического опыта;
6. Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников;
7. Оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности.
Центр детского творчества – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, в котором занимается более        воспитанников. В учреждении реализуются образовательные программы по следующим направлениям:
- художественно-декоративное;
- культурологический;
- организационно - массовый;
- музыкально – сценический;
- туристско – краеведческий, спортивный;
- социальный.
            Цель методической работы МБОУ ДО "ЦТ "Калейдоскоп": 
Мотивация педагогов к развитию творческого потенциала и повышению эффективности образовательной деятельности путем вовлечения в процесс изучения, апробирования и внедрения новых форм и методов работы.
Задачи:
1. Активное внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогической технологий;
2. Выявление проблем и перспектив развития учреждения;
3. Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств участников образовательного процесса;
4. Формирование и развитие педагогического коллектива как содружества профессионалов, готовых к самообразованию и повышению профессионального уровня.
Методическая деятельность ведется по основным направлениям:
- аналитическая деятельность;
- организационная деятельность;
- программно-методическая деятельность;
- повышение квалификации;
- инновационная деятельность.
            Все эти направления методической работы реализуются через различные формы организации работы педагогов: индивидуальные (консультации, конкурсы), групповые (методические советы, заседания творческих групп) и коллективные (семинары, мастер-классы, выставки, конкурсы).
            В Центре  работает методический совет, целью которого является оптимизация и координация методической работы. Главная задача методического совета – методическое обеспечение деятельности и развития учреждения дополнительного образования детей. В компетенцию методического совета входит планирование методических советов, общих воспитательных мероприятий, рассмотрение различных сторон деятельности педагогических работников, планирование контроля, конкурсов, выставок, смотров и т.д.
           Организуя методическую работу педагогов, соблюдается основное правило – эта работа ведется в соответствии с конкретными целями и задачами, практическими нуждами учреждения и каждого отдельно взятого педагога.
Педагог в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования, системы методической работы в образовательном учреждении. Задача последней – грамотно организовать процесс самообразования и повышения квалификации педагогов.
         В Центре действует принцип адресной методической помощи каждому педагогу. Принцип адресности подразумевает построение деятельности Центра на основе выявленных потребностей в образовательных услугах, диагностики уровня подготовленности специалистов. Реализация этого принципа и обеспечивает соответствие образовательных услуг образовательным потребностям педагогов.
         Аспекты применения принципа адресности:
- организация методических формирований;
- учебно-методическая работа;
- информационно-методическое сопровождения.
Механизм реализации:
- определение цели изучения запросов педагога;
- определение предмета и объекта диагностирования педагогов;
- подбор форм и методов диагностирования;
- определение содержания и форм образовательных услуг на основе диагностических данных;
- определение оптимальных форм отслеживания результативности проводимых мероприятий.
           Аналитическая деятельность Центра.
Цель аналитической деятельности: выявление и оценка причин различных несоответствий и проблем, фактическое состояние всех направлений деятельности учреждения, обоснованность применения способов, средств воздействий по достижению целей деятельности, объективная оценка полученных результатов.
          Аналитическая деятельность ведется по трем уровням:
1. Системный: учреждение в целом;
2. Модульный: детские объединения;
3. Локальный: субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители), учебные занятия и массовые мероприятия, методические мероприятия.
Системный анализ деятельности учреждения в целом проводится два раза в год. Главная задача такого анализа – выявление проблем, поиск путей их решения. В рамках такого анализа рассматриваются вопросы условий программно-методического, нормативно-правового, материально-технического и т.д. обеспечения, контроль качества планирования.
          Модульный анализ проводится по итогам деятельности детских объединений за полугодие и год, а также при проведении крупных мероприятий, которые проводятся на уровне Центра.
         На локальном уровне анализируется результативность деятельности педагогов и воспитанников по отдельным образовательным программам; проводится анализ занятий и мероприятий. Разработаны рекомендации по анализу и самоанализу учебного занятия.
          Для анализа результатов деятельности детских образовательных объединений и учебного занятия разработана диагностика учебно-воспитательного процесса и творческого развития обучающихся, диагностика воспитательного мероприятия, оценка уровня образованности обучающихся (параметры диагностики), инструкция по планированию учебного занятия (основные этапы учебного занятия, основные требования к построению учебных занятий), инструкция по анализу учебного занятия.
          В содержание организационной деятельности методиста Центра входят: планирование, организация и координация работы педагогов.
Планирование – это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения. Целью планирования является модель деятельности на заданный срок. 
План – это модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленная на достижение намеченных целей. Разработать план – значит, определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели.
         Для составления календарных планов работы была разработана памятка для педагога дополнительного образования. В плане работы учебной группы указывается следующее:
1. Организация учебной группы (где, количество обучающихся, возраст, расписание занятий учебной группы, тема по самообразованию).
2.  Постановка целей и задач. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
3. Определение разделов плана по направлениям деятельности и коллективное обсуждение.
4. Рассмотрение проектов плана и определение сроков исполнения.
Утверждение плана.
Перспективный план отражает стратегию развития Центра и имеет следующие разделы:
-  анализ деятельности за прошедший учебный год;
-  определение проблемы, над которой будет работать коллектив;
-  формулировка целей и задач;
-  руководство непрерывным образованием педагогических кадров;
- изучение потребностей и затруднений педагогических кадров и оказание им методической помощи;
-  изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
-  экспериментальная работа;
-  руководство и контроль;
-  график проводимых открытых занятий педагогамиЦентра;
-  график проведения диагностического контроля в учебных группах;
-  культурно-массовая деятельность;
-  охрана труда и техника безопасности.
            Формы повышения педагогической квалификации (темы выступлений на педагогических советах, методических советах, темы методических разработок, проведение семинаров, круглых столов и т.п.).
На основе какой программы разработан план работы объединения.
Сам план работы учебной группы по 8 разделам: № занятия. Дата. Теоретическая часть, время. Практическая часть, время. Беседы и другие формы работы по морально-эстетическому воспитанию. Используемая литература. Наглядный и раздаточный материал.
Педагог разрабатывает календарный план занятий кружка на учебный год (т.е. планирует 144 занятия). В календарном плане предусматривается проведение занятий в каникулярное время.
           Одной из форм организации методической деятельности в Центре  является информационно-методическая, которая выполняет функцию информационного поля. Все материалы методического кабинета это:
1. Нормативные документы, периодическая печать, научно-методическая литература. Они формируются на основе анализа запросов педагогов и методистов, востребованности тех или иных изданий.
2. Методические и программные разработки педагогов и методистов, результаты проведения различных мероприятий, о достижениях педагогов и воспитанников, т.е. вся информация о деятельности учреждения в целом.
            Педагоги МБОУ ДО "ЦТ "Калейдоскоп" обобщают свой собственный педагогический опыт (в форме выставок, творческих отчётов, участия в различных конкурсах, в проведении семинаров-практикумов, в методических мероприятиях разного уровня), разрабатывают рекомендации по подготовке и проведению различных занятий и мероприятий, по использованию различных форм и методов работы с детьми, по применению дидактических и наглядных материалов. С целью повышения профессиональной квалификации и мотивации педагогов к методической деятельности на базе Центра в каникулярное время проводятся мастер-классы для педагогов образовательных учреждений и обучающихся.
            Инновационная деятельность – это деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
- новизна в постановке целей и задач;
- глубокая содержательность;
- оригинальность применения ранее известных и использование новых методов    решения педагогических задач;
- разработка нового содержания деятельности, педагогических технологий на       основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
- способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.
            Главная цель инновационной деятельности Центра: - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (консультации, семинары и пр.), так и материальными (различные формы материального и морального стимулирования и пр.).
             Инновации осуществляются непосредственно самими педагогами, они реализуются в разработке новых и коррекции старых образовательных программ, внедрении современных педагогических технологий, нетрадиционных форм организации деятельности детей.
В целом вся инновационная работа направлена на внедрение в практику образовательной деятельности социально-значимого содержания, что способствует социальному становлению растущего человека. По мнению педагогического коллектива Центра, такой подход предоставляет возможность для формирования у обучающихся ключевых аспектов современного успешного человека.
              Результативность и качество деятельности МБОУ ДО "ЦТ "Калейдоскоп" характеризует уровень формирования у учащегося следующих ключевых аспектов:
- способность к познанию окружающего мира и самообразованию;
- самопознание, развитие собственной индивидуальности;
- толерантность сознания;
- самоопределение, самореализацию.
             Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Методическая работа способствует развитию индивидуального и коллективного опыта педагогов и создает условия для наиболее полного раскрытия потенциала педагога.
           Результаты методической работы определяются в соответствии со следующими критериями:
1. Критерий результативности. Цель можно считать достигнутой, если существует положительная динамика результатов обучения, развития и воспитания на оптимальном для ребёнка уровне без ущерба для его здоровья;
2. Критерий рационального использования времени. Один из главных признаков эффективности методической работы – повышение профессионального мастерства педагога при разумных затратах времени без перегрузки педагогов и воспитанников.
3. Критерий удовлетворенности педагогов своим трудом. В учреждении создана комфортная морально - психологическая творческая атмосфера, в которой усиливается мотивация педагогов к профессиональному и личностному росту.
4. Критерий взаимосвязи. В Центре организовано взаимодействие с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.
            В целом, результаты методической работы отражаются в результатах работы всего учреждения дополнительного образования детей, качестве образовательного процесса и в уровне образованности, развития и воспитанности обучающихся.


Положение о методическом объединении педагогов - скачать смотреть

Положение о методическом отделе - скачать смотреть

Положение о методическом совете - скачать смотреть

Методические рекомендации  для педагогов ДО смотреть/скачать

Перспективный план 2016-2017 учебный год  Смотреть/Скачать

Инструкция по ведению журнала педагога  Смотреть/Скачать

Образец заявления о согласии на обработку персональных данных Смотреть/Скачать

Образец выполнения годового отчета Смотреть/Скачать