Меню Рубрики

Раскраска барыня. Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: "Многоцветные дымки", "Всадники", узоры "Солнышко", "Уточка с утятами", "Дымковские узоры", "Индючок", "Наряд крестьянки", "Птичка и водоноска".

Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской , отвечают на вопросы о цвете, разнообра­зии элементов геометрического узора, делятся своими впечат­лениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. В конце за­нятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры.

Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах зна­комые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предвари­тельного рисунка карандашом - так рисуют народные масте­ра. Лучше работать гуашевыми красками.

Бока крутые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

(А. Дьяков)

Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоя­тельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как пока­зано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок.

Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печат­ки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке.

Утушка - любимый образ в народном творчестве, связан­ный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украша­ют узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточ­ку с утятами узором «солнышко».

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфу точек

Купаться ведет.

(Т. Маврина)

Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на при­мере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. При­меняются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание ки­сти для изображения декоративного цветка.

Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.

Индючок-традиционный мотив дымковской . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, чи­тают четверостишье народного мастера А. Дьякова.

Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и пе­чаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры.

Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами.

В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: ко­кошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народ­ном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету.

В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варь­ируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.

Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юб­ках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведе­ние линий разной толщины и направлений, нанесения отпе­чатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок.

Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием во­ланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера от­разили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.

Де­ти самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни.

Продолжаем развивать эстетическое эмо­циональное восприятие образа .

На рисунке изображены этапы лепки мастером дымков­ской . Главная особенность- фигурки из глины.

Для работы понадобятся:

дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная);

стеки-деревянные или пластмассовые палочки с плоски­ми округленными концами разной формы (см. обложку);

баночка с водой;

тряпочка.

Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносят­ся цветные узоры гуашью.

Если фигурка была вылеплена из а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растол­ченного мела или зубного порошка.

Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки на­до слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей .

Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит пра­зднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня.

В игрушечном цирке представление. Все дымковские иг­рушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игру­шечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка.

Спешат принять участие в представлении и другие дым­ковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки.

Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно та­кое задание совместить с лепкой разных фигурок дымков­ских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми.

Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая кару­сель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, сти­хотворения о дымке.

Мастер-класс по рисованию. Роспись игрушки "Дымковский петушок"

Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим

ХОД УРОКА.

Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор


Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)


Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш


1. Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.


2.Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.


3.По шаблону обведите крыло петушка.


4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)


5.Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.




6.А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.

Развитием мелкой моторики, логики, внимательности и усидчивости у ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Среди проверенных методов обучения – рисование или раскрашивание очертаний фигур. Родители, с целью увлечь своего малыша, используют различные шаблоны для рисования.

Наиболее подходящими для такой цели станут дымковские игрушки. Несмотря на их видимую простоту, они имеют мелкие детали, для росписи которых ребенку нужно будет приложить немало усилий.

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:


Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования, в частности) следует выбирать, опираясь на возраст ребенка, который будет с ними работать.

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания
Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

Дымковская игрушка Барыня

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования помогут детям овладеть художественными навыками) у взрослых людей ассоциируются с фигуркой барыни. Шаблон для рисования с изображением женщины в красивом наряде научит ребенка вырисовывать детали, создающие реалистичное лицо человека, и детали его одежды.

Барыня может выглядеть по-разному:


Выбирать наиболее подходящий вариант стоит, опираясь на опытность и возраст детей, которые будут работать с шаблоном. На первоначальном этапе оптимально дать ребенку дорисовать простейшее изображение женщины без лишних деталей.

Например:

Дымковские игрушки

Петухи

Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.

Традиционный вариант выглядит так:

Уточка

Лошадь

Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля.

При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета.

Козел

Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета.

Олень

Индюк

Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные.


Занятия с использованием шаблонов для рисования, в частности дымковских игрушек, не просто развивают в ребенке творческие (художественные) навыки, но и стимулируют его внимательность к деталям и кропотливость в выполнении поставленных задач.

Зная, какие заготовки использовать, а также, как именно с ними работать, правильно организовать занятие с ребенком будет под силу даже родителю в домашних условиях.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: дымковские игрушки

Дымковская игрушка из глины «Птица»:

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Урок рисования в средней группе

Мастер-класс по рисованию. Декоративная тарелочка "Дымковский конь"



Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 4-5 лет
Этот мастер- класс рекомендуется провести с детьми 4-5 лет.
Цель: учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера
Задачи:
1. Закреплять умение рисовать тычком, ватной палочкой,зубочисткой
2. Учить ритмично рисовать орнамент, сочетать цвета
3. Развивать мелкую моторику
4. Воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца
5. Прививать любовь к народным промыслам
6. Воспитывать художественный вкус
Материал:
большой круг из цветного картона (формат картона А4),шаблон дымковского коня,гуашь,тычки,ватные палочки,зубочистки,баночка для воды,кисти,клей-карандаш
Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых,и детей привлекают яркие,забавные игрушки.Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение,раскрывают мир весёлого праздника. В марте мы с ребятишками моей группы работали над проектом "Знакомство с дымковской игрушкой". Мы узнали историю этой игрушки, рассмотрели игрушки и иллюстрации самых популярных игрушек(барыня, крестьянка,уточка, индючок, конь, всадник, побывали на выставке "Яркая дымка" в изостудии нашего сада. А ещё мы рисовали отдельные элементы дымковских узоров, лепили и рисовали дымковскую уточку.

Ребятишки! Сегодня мы с вами изготовим красивую тарелочку для украшения вашего дома, но тарелочку не простую, а дымковскую! Хотите? Тогда приступим к делу.
Перед нами лежит материал для нашей тарелочки.


Первым дело нужно приклеить шаблон нашего коня на тарелочку


Нам нужно намазать клеем наш шаблон и аккуратно приклеить его по центру тарелочки


А теперь приступим к украшению тарелочки дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки.Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.


Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску, контрастного цвета


По периметру круга нарисуем поролоновым тычком большие кружки, не забываем рисовать ритмично, оставляя равные промежутки


А между большими кружками рисуем ватной палочкой маленькие кружочки


Проверим, подсохла ли краска на больших кружках? Если да, то зубочисткой очень аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.


Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня, черной краской раскрасим копыта.
Вот такой красавец у нас получился!


А это наша готовая декоративная тарелочка "Дымковский конь". Для того чтобы её можно было использовать для украшения дома, мы приклеим с обратной стороны тесёмочку.


Вот так красиво наша тарелочка будет смотреться на стене